Созданная в 2001 году на базе «Шанхайской пятёрки» и изначально ориентированная преимущественно на вопросы региональной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) постепенно расширяет спектр своей деятельности. На фоне масштабных изменений в международной среде и укрепления роли многосторонних форматов в Евразии ШОС развивается как «многосторонняя модель взаимодействия», охватывающая не только безопасность и экономику, но и более широкое многофункциональное сотрудничество. В научной литературе отмечается, что за два десятилетия организация трансформировалась из узкого формата в многоаспектную структуру, усилив взаимодействие в культурной, образовательной и институциональной сферах. Официальные документы ШОС также фиксируют расширение внимания к гуманитарному сотрудничеству, что свидетельствует о постепенном переосмыслении роли этого направления в общей архитектуре организации. На саммите ШОС в Тяньцзине (2025) страны-члены подписали «Заявление по научно-техническому и инновационному сотрудничеству», что официально закрепляет на уровне высшего органа организации переход к расширенному формату взаимодействия, не только экономическому и политическому, но и академическому, исследовательскому и инновационному.
Рост значимости науки в повестке ШОС связан с общей тенденцией модернизации образовательной и исследовательской инфраструктуры государств-членов. С начала 2010-х годов правительственные программы государств ШОС уделяют особое внимание интернационализации высшего образования, созданию трансграничных исследовательских консорциумов и повышению конкурентоспособности национальных университетов. В 2023–2025 годах в рамках двусторонних и многосторонних контактов состоялись встречи министров образования и науки государств ШОС, где обсуждались вопросы академической мобильности, совместных исследовательских проектов и формирования сетевых университетских консорциумов. В этот период были открыты новые мастерские «Лубань», которые представляют отдельную нишу в научно-образовательной дипломатии. Они ориентированы на подготовку технических специалистов и развитие прикладных компетенций. Первый центр «Лубань» в Центральной Азии был открыт в Таджикистане в ноябре 2022 года в сотрудничестве с Tianjin Urban Construction Management and Vocational Technology College. Вторая создана в 2023 году в Казахстане при Восточно-Казахстанском техническом университете им. Д. Серикбаева. Лаборатории оснащены современным оборудованием, а образовательные программы ориентированы на сферы транспорта, инженерной подготовки и смарт-технологий. Были запущены проекты межуниверситетского сотрудничества, такие как филиал Северо-Западного политехнического университета Китая в КазНУ им. аль-Фараби (2023) и соглашение между Satbayev University и City University of Hong Kong (2023). В 2025 году был открыт новый China‑SCO Higher Education Cooperation Center – центр сотрудничества в сфере высшего образования между ШОС и Китаем, призванный стать площадкой для совместных образовательных, исследовательских и инновационных инициатив. Расширение программ двойных дипломов, рост студенческой мобильности и активизация подписания меморандумов между университетами государств ШОС подтверждают возросшее внимание стран региона к совместному развитию науки, технологий и подготовки кадров.
Важным элементом расширения научного сотрудничества в рамках ШОС является развитие университетской кооперации. Крупнейшим многосторонним проектом в этой сфере стала сеть Университета ШОС (УШОС), созданная в 2008 году и объединяющая сегодня более 80 вузов из восьми государств-членов. Образовательные направления УШОС охватывают энергетику, нанотехнологии, IT, экологию, регионоведение и экономику, а ежегодно в рамках сетевых магистерских программ и академической мобильности участвуют до 900 студентов. УШОС функционирует как механизм научной дипломатии: он обеспечивает совместные учебные планы, согласованные магистерские треки, межвузовские исследовательские проекты и подготовку кадров для приоритетных отраслей экономик стран-участниц. Расширение сети и рост числа совместных программ в последние годы свидетельствуют о повышении значимости образования в укреплении «шанхайского духа» – принципов взаимного доверия, уважения и равноправного сотрудничества без необходимости ценностной унификации. Как подчёркивал китайский исследователь Чжао Хуашэн, «шанхайский дух призван дать возможность государствам и народам с разными идеологиями, политическими системами и мировоззрениями сотрудничать, а не пытаться привести всех к единому стандарту».
В рамках ШОС действует механизм профильных встреч: 13 мая 2025 г. в Урумчи прошло 9-е Совещание министров образования государств-членов ШОС. Делегаты обсудили цифровизацию образования, межвузовское сотрудничество и расширение академической мобильности, подтвердив намерение углублять образовательный трек взаимодействия. Отдельного внимания заслуживает взаимодействие университетов государств ШОС на уровне руководителей вузов. В последние годы регулярно проводятся форумы и встречи ректоров университетов, входящих в сеть Университета ШОС. Так, в 2025 году состоялся SCO University Rectors’ Forum, в котором участвовали ведущие университеты Казахстана, Китая, России, Кыргызстана и Таджикистана; ранее проводились также специализированные саммиты: например, Саммит ректоров академий государственного управления государств-членов ШОС (2021). Хотя подобные мероприятия не оформлены как институционализированный «саммит ректоров ШОС», они выполняют важную функцию площадки для обсуждения совместных образовательных программ, научных инициатив и развития академической мобильности.
Лингвистическая и культурная компоненты также остаются важным инструментом научно-образовательного сотрудничества в рамках ШОС. На территории Центральной Азии сегодня функционируют 13 Институтов Конфуция и более 20 классов Конфуция, обеспечивающих обучение китайскому языку, развитие академической мобильности и участие студентов в государственных стипендиальных программах КНР. В 2023–2024 годах Китай расширил квоты на государственные стипендии для центральноазиатских студентов и увеличил участие университетов КНР в образовательных ярмарках и форумах ректоров, что указывает на институционализацию гуманитарной дипломатии.
Развитие программ двойных дипломов стало одним из наиболее заметных направлений научно-образовательного взаимодействия. Казахстан и Китай реализуют более 30 совместных программ подготовки бакалавров и магистров. Наращивание программ двойных дипломов способствует формированию единого образовательного пространства в ШОС, а участие преподавателей двух стран в научных проектах и публикациях усиливает транснациональную исследовательскую кооперацию.
В целом научное сотрудничество в ШОС демонстрирует тенденцию расширения гуманитарного измерения и укрепления институциональных механизмов взаимодействия. Расширение сети мастерских «Лубань», открытие новых исследовательских платформ и рост двусторонней мобильности показывают, что научная дипломатия становится ключевым элементом сотрудничества стран ШОС. Для государств Центральной Азии это означает не только модернизацию образовательных систем, но и укрепление позиций в глобальной научно-технологической архитектуре.
Ажар Сериккалиева
ведущий научный сотрудник
Службы международных проектов