В средней школе-гимназии №77 имени Фаризы Онгарсыновой города Астаны работники Президентского центра Республики Казахстан провели литературный час, посвящённый 190-летию со дня рождения выдающегося учёного, востоковеда, историка, фольклориста, этнографа и географа Шокана Чингисовича Валиханова.
Цель мероприятия — познакомить учащихся с жизнью и научным наследием великого казахского просветителя, развить интерес к отечественной истории и культуре, воспитать уважение к труду исследователей и любовь к Родине.
В мероприятии приняли участие более 50 учеников и учителей, а также представители культуры и образования столицы. Участники просмотрели видеоматериалы о жизни и научной деятельности учёного, прослушали доклады и приняли участие в викторинах и обсуждениях.
В ходе литературного часа учащиеся узнали, что в 1855–1856 годах Шокан Валиханов совершил поездки в Семей, Аягоз, Капал и Алматы, где собрал материалы по образцам казахского и киргизского устного народного творчества, истории и этнографии. На основе этих материалов он написал труды «Тәңірі (Құдай)» («Тенгри (Бог)») и «Остатки шаманства у казахов». В 1857 году, во время экспедиции к алатауским киргизам, учёный исследовал их историю, этнографию и народную поэзию, впервые записав энциклопедическую эпопею «Манас».
«Добро пожаловать на литературный час, посвящённый 190-летию со дня рождения великого казахского учёного, мыслителя и просветителя Шокана Уалиханова — “Шокан – светоч казахской науки”! Сегодня мы почитаем великий вклад Шокана в развитие науки и культуры, вновь вспомним о его вечном месте в истории и духовном мире казахского народа», — отметила руководитель библиотечной службы Президентского центра УДП РК Жанар Дюсенбиева.
Особое внимание Шокан Валиханов уделял вопросам теории казахской устной литературы. Его исследования «Об образцах народной поэмы казахов», «Легенды и сказки казахов Среднего жуза», «Исторические предания о батырах XVIII века», анализы поэм «Ер Көкше», «Ер Қосай», а также сравнительный анализ трёх версий поэмы «Едиге» стали фундаментом для развития отечественного литературоведения.
Он также записал поэму «Козы Корпеш – Баян сулу». Большое влияние на формирование будущего учёного оказал его отец Шынгыс Валиханов, прекрасно знавший историю, этнографию и устное народное творчество.
Среди значимых трудов исследователя — «Сказанное Бухаром Абылаю», «Песни об Абылае», «Шора», «Орак», «Исторические предания о батырах XVIII века», а также произведения «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», многие страницы которых посвящены вопросам казахской литературы и культуры.
В 1858-1859 годах Валиханов совершил знаменитую поездку в Кашгарию, где, рискуя жизнью, собрал ранее неизвестные сведения об истории, этнографии, культуре, геологии и географических особенностях этого региона. На основе собранных данных он написал свой выдающийся труд «О состоянии Алтышара, или шести городов восточной части китайской провинции Нань-Цзи (Малой Бухары)», получивший высокую оценку востоковедов всего мира.
«Сегодняшний литературный час стал для нас настоящим открытием. Мы по-новому взглянули на личность Шокана Валиханова — человека, который, будучи очень молодым, посвятил себя науке и просвещению. Его любовь к Родине и стремление исследовать культуру своего народа вдохновляют нас быть любознательными и неравнодушными к истории», — поделилась впечатлениями участница мероприятия, ученица 11-го класса Нурай Ташим.
«Величайший долг учёного — служить будущему своего народа» — эти слова Шокана Валиханова стали девизом литературного часа.
В завершение мероприятия участники отметили неоценимый вклад Шокана Валиханова в развитие науки и культуры Казахстана.
Активным школьникам и педагогам были вручены благодарственные письма и памятные подарки.