ГлавнаяСкрытая броня в защитном снаряжении. На примере музейных предметов

Скрытая броня в защитном снаряжении. На примере музейных предметов

Скрытая броня в защитном снаряжении.  На примере музейных предметов Скрытая броня в защитном снаряжении.  На примере музейных предметов Скрытая броня в защитном снаряжении.  На примере музейных предметов Скрытая броня в защитном снаряжении.  На примере музейных предметов Скрытая броня в защитном снаряжении.  На примере музейных предметов

Весной приближаются две важные даты, связанные с высокими понятиями защиты Родины – 7 мая – День защитника Отечества и 9 мая – День Победы. В дни этих знаменательных дат традиционно говорится о мужестве, чести, героизме и доблести защитников Отечества, выходят материалы, посвященные военной истории и воинской доблести.

В коллекции оружия и военного снаряжения музейного собрания Президентского центра УДП РК находятся на хранении два ценных артефакта, благодаря своей аутентичности имеющие важное историческое и культурное значение. Это шлем с бармицей эпохи Цинского Китая и доспехи японского самурая. Связующим звеном между этими раритетами является близость их  географического происхождения. Происходящие из соседствующих регионов они должны иметь какие-то одинаковые черты в способах конструирования. Для этого необходимо рассмотреть каждый из них в отдельности.

Бармица от шлема. Бармица – это защитный элемент, который крепится к шлему воина и защищает его затылок, шею и уши. Шлем принадлежал Болек-батыру, участнику казахско-джунгарских войн в XVIII веке. Болек Караулы (1700-1785 гг.) в период борьбы с джунгарской агрессией был тысячником в войске Наурызбай-батыра. В 1729 году в урочище Аныракай перед основным сражением, прошли единоличные поединки между казахскими и джунгарскими воинами. В одном из поединков Болек-батыр одолел знатного джунгарского военачальника. По военной традиции степи, боец, победивший противника, имел право на его оружие и доспехи. После смерти Болек-батыра шлем хранился у его потомков в качестве священной реликвии. 8 июля 2005 года от имени потомков шлем был передан на постоянное хранение в музей. На шлем с бармицей имеется экспертное заключение казахстанского оружиеведа К.С. Ахметжана. Шлем является вариантом маньчжуро-тибетского типа и был изготовлен тибетскими мастерами в XVIII веке. Такие шлемы были распространены на территории Джунгарии и Маньчжурской империи Цин.

В настоящий момент бармица находится отдельно от шлема, так как с течением времени ткань, соединяющая их вместе, порвалась. Бармица состояла из пяти частей: назатыльника, двух наушных и двух нашейных. Одна наушная часть утрачена. Лицевая ткань из темно-синего шелка сохранилась фрагментарно.

Бармица по своей конструкции является пластинчато-нашивной. Такая конструкция является характерной для позднесредневековых доспехов, относящихся к XVIII веку. Главным защитным элементом в бармице являлась скрытая броня в виде железных пластин прямоугольной и подтреугольной формы, расположенных между слоями лицевой и подкладочной ткани. Интересным фактом является то, что пластины были покрыты серебром методом насечки. Бармица должна была оставаться гибкой. Изгиб пластин служил для более лучшего соответствия очертаниям головы. Размеры пластин и их конфигурация определялись размерами и формой частей бармицы. Пластины крепились с помощью гвоздей-заклепок.  

Оформление бармицы показывает, что владелец шлема относился к воину высокого статуса. На лицевой шелковой ткани бармицы просматриваются изображения золотых драконов, что подчеркивало статус владельца. Круглые шляпки гвоздей-заклепок покрыты золотом в технике насечки.

Комплект доспехов самурая. Оружиевед К.С. Ахметжан относит данные доспехи к типу «мару-до» и датирует их XVIII-ХІХ веками. К комплекту доспехов прилагается инструкция по их сборке, где на фотографиях отражается последовательность собирания доспехов на подставке. На основании перевода первого листа инструкции доспехи имеют отношение к семье Санада, на что указывает надпись - «Потомок семьи Санада».

Санада является самурайским кланом, который активно проявил себя в период Сэнгоку. Период Сэнгоку («Эпоха воюющих провинций») - время в японской истории со второй половины XV до начала XVII века. В то время клан возглавлял Санада Масаюки (1547—1611 гг.). Санада Масаюки известен тем, что победил мощную армию Токугава в осаде замка Уэда. Он считается одним из величайших военных стратегов своей эпохи. Род Санада долгое время управлял доменом Мацусиро в провинции Нагано. Потомки рода оставались здесь до Реставрации Мейдзи.

В рассматриваемый комплект входят: шлем («судзи-кабуто») с назатыльником («сикоро»), маска («мэмпо») с наподбородником («ёдарэ-какэ»), кираса («до»), наплечники («о-содэ»), латная юбка («гэссан»), полурубаха («котэ») с полурукавицами («тэкко»), набедренник («хайдатэ») и поножи («сунэатэ»). Прилагается подставка для собирания частей доспехов («гусоку какэ») и сундук для хранения в разобранном виде («гусоку бицу»).

Конструктивно доспехи состоят из сочетания железных пластин и кольчужной сетки пришитых на тканевую основу. Детали также обшиты обильной шнуровкой. В доспехах применено скрытое расположение защитных элементов между лицевой и подкладочной тканью. К примеру, под облицовочной тканью полурубахи «котэ» пришиты небольшие шестиугольные пластинки «кикко». Воротник со спрятанными шестиугольниками и обшитый снаружи нитками, имеет рисунок в виде панциря черепахи. Таким же образом скрытно бронирована зашита колен на поножах «сунэатэ».

Комплект представленных доспехов является парадным и говорит о высоком статусе их владельца. В комплект входят большие позолоченные наплечники «о-содэ», дошедшие из ранних форм доспехов; здесь они являются своего рода генеральскими погонами. На облицовочной плотной дорогой ткани из парчи или дамаста имеется вышивка золотой канителью в виде драконов и облаков. Дракон как известно, является символом власти.    

В представленных доспехах прослеживаются единые корни в конструировании скрытого бронирования защитными элементами в виде железных пластин и кольчужной сетки, помещенных между лицевой и подкладочной слоями ткани.

Использование скрытой брони является особенностью, присущей защитному снаряжению Маньчжурии, Японии, Кореи, Китая и Тибета. Новые разработки защитного снаряжения перенимались друг у друга, что привело в итоге к сложению единого стиля в конструировании доспехов региона.

Важную роль в развитии конструкции доспехов играли климатические условия Дальнего Востока. Одним из способов предотвратить коррозию, являлось покрытие железных пластин серебром, как это было выявлено на скрытых пластинах бармицы. Японские мастера в этих целях изготавливали композитные пластины (обклейка кожей железных пластин и их обильное лакирование).

В доспехах использовались различные виды лицевой и подкладочной ткани. Для парадных доспехов использовались дорогие шелковые сорта, такие как парча, дамаст (камка). Шелковыми шнурами соединялись пластины, обтягивались части доспехов. Как известно, шелк имеет важное свойство для защиты от стрел – вязкость, что усиливает защитные свойства доспеха.

Таким образом, броня, помещенная между слоями ткани, сочетая декоративность и высокие защитные свойства, заняла заметное место в истории развития защитного снаряжения.

     

Сагимбаев С.К.

ведущий эксперт Службы учета и

хранения музейных ценностей

Президентского центра РК