ГлавнаяПрофессиональное образование как важнейший инструмент содействия экономическому росту и развитию...

Профессиональное образование как важнейший инструмент содействия экономическому росту и развитию страны

Профессиональное образование как важнейший инструмент содействия экономическому росту и развитию страны

2 сентября 2024 года на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан Главагосударства обратился с Посланием к народу Казахстана и предложил ряд важных экономических преобразований, направленных, прежде всего, на улучшение качества жизни казахстанских граждан. Обращение к народу Казахстана находится в русле его предыдущих Посланий и других концептуальных выступлений, в которых он обозначал контуры развитияказахстанской экономики.

Человеческий капитал играет ключевую роль в экономическом прогрессе страны. Забота о людях, инвестиции в них, а также эффективноеиспользование людских ресурсов являются одним из главных условий обеспечения конкурентного преимущества государства и его развития.

В условиях стремительного социального, политического и экономического обновлениявозникает острая необходимость в значительномповышении эффективности производства, для чеготребуются подготовленные кадры.

Профессиональное образование является важнейшим инструментом содействия экономическому росту и развитию во многих странах мира. Оно обеспечивает людей необходимыми навыками и знаниями, чтобы они могли работать на рынке труда и вносить вклад в экономику своей страны. В условиях быстро меняющегося рынка труда, где технологические достижения нарушают традиционные модели занятости, значимость профессионального образования значительно возрастает.

Успешные программы профессионального образования подчеркивают важность непрерывного совершенствования и инноваций. Признавая динамичный характер отраслей, эти страны инвестируют в исследования и разработки для обеспечения сохранения их систем профессионального образования.

Один из ключевых уроков, который можно извлечь из опыта стран с успешным профессионально-техническим образованием программ – важность партнерских отношений между образованием, наукой и производством. 

Программы обучения в этих странах имеютразличные виды профессионального образования, которые обычно длятся от 1 до 3-х лет и позволяютполучить квалификации для выхода на работу или продолжения образования. 

Так, в Канаде существуют сертификатные, дипломные и высшие дипломные программы профессионального образования, в США речь идет о степенях ассоциата, в Англии, Новой Зеландии, Австралии и ряде стран Азии студентам выдаются профессиональные и технические дипломы и сертификаты. Тип учебных заведений, предлагающих профессиональное образование, зависит от страны обучения, это могут быть колледжи, политехнические институты и даже университеты.

В отдельных странах предусмотрены альтернативные системы получения профессионального образования.

В Казахстане на начало 2023-2024 учебного года функционировало 711 самостоятельных организаций технического и профессионального образования (далее – ТиПО) и 39 филиалов. Общий контингент организаций ТиПО составляет 548 тыс.человек, что на 4% больше, чем в предыдущих годах. Однако, если рассматривать в динамике, то с 2019 по 2023 годы, за пять лет, число колледжей и лицеев уменьшилось на 0,9%, при этом численность увеличилась на 1,2% [2].

К сожалению, среднее профессиональное образование (СПО) у нас в стране часто воспринимается молодежью как недостаточно ценное для карьерного и профессионального роста.  В связи с этим, требуется переосмысление системы СПО в сторону преодоления разрыва между предлагаемым образованием и потребностями рынка труда. Возможно, следует повернуть акцент при подготовке кадров в сторону рабочих специальностей и реальных потребностей экономики, сократив, при этом, подготовку так называемых «модных» специальностей.

Актуальность и способность реагировать на меняющиеся потребности рынка труда будут способствовать регулярному обновлению учебного плана; методики обучения и инфраструктуры, что также позволит обучать студентов новейшим навыкам и повысить их конкурентоспособность.

Для повышения качества подготовкиспециалистов необходимы ресурсы, которые требуются в образовательном процессе, этодорогостоящие технологии, совершенствование материально-технической базы, повышениепрофессионального уровня преподавательских кадров также являются актуальной проблемой профессионально-технического образования. 

Привлечение корпоративных и частных инвестиций может значительно улучшить образовательную инфраструктуру и будет способствовать качественному обучению и улучшению условий для студентов. 

Сочетание теоретических занятий и практическая апробация на предприятиях – это один из основных факторов для создания эффективной системы СПО. Без практического опыта эффективным образование быть не может. Промышленные палаты, учебные заведения и компании должны тесно сотрудничать в разработке стандартов учебных программ.Совместное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций должно осуществляться во взаимных интересах. В первую очередь, в областях подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также проведения совместных научных исследований, внедрения научных разработок и т.д. Данные интеграционные процессы охватывают широкий спектр различных направлений деятельности и проявляются в самых разнообразных формах. Это партнерство обеспечивает соответствие программ профессионального образования потребностям работодателей и предоставляет студентам навыки, которые востребованы на рынке труда. Это сотрудничество обеспечит плавный переход от образования к занятости и будет способствовать росту промышленного производства страны.

2025 год объявлен Главой государства Годом рабочих профессий, что, несомненно поднимет престиж рабочих профессий и будет способствовать продвижению в нашем обществе, как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев «идеи трудолюбия и профессионализма» [1].

 

1 Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм»/https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-spravedlivyy-kazahstan-zakon-i-poryadok-ekonomicheskiy-rost-obshchestvennyy-optimizm-285014

2 Техническое и профессиональное, послесреднее образование в Республике Казахстан (на начало 2023-2024 учебного года) / https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/stat-edu-science-inno/publications/6390/

 

Жабина Ж.Р.

руководитель Службы международных проектов 

ПЦ УДП РК,

доктор политических наук